Author Topic: Критика астрологии  (Read 62704 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Simon

  • Posts: 7062
  • Gender: Male
    • www.astropolis.lv
Re: Критика астрологии
« Reply #60 on: 19 June 2014, 11:52:47 »
Бообще-то такой милый наивный троллинг...
По стилю от куда-то с конца девяностых. :smiley:
Доказывать "с пеной у рта" - это форма, а не содержание. "С пеной у рта" можно общаться на любую тему, правда?
Например последние три месяца масса людей в мире обшаются "с пеной у рта" - уж больно крутые аспекты на небе [большой крест, вокруг квадрата Урана и Плутона, с информационной войной и проблемами ископаемых, при том что Юпитер в Раке у многих пост-совестких стран на Нижнем Лунном узле, возвращая их к идеологиям из прошлого, национальным проблемам...] 

Невопрос - конечно же наука, просто наука особая, не соотвествующая представлениям о том, что есть наука в понимании 19-го века, но в понимании 21-го века вполне окажется наукой.
Имещей мировоззренческие основы, систему, язык, логику, теории и методы, наконец практику.

А у профессионалов - практика ежедневная, и например у меня она вся в интернете, в почте - она видна, клиент или я может возвратиться к тексту, перечитать и сравнить с тем что получается в реальности.
И в отличии от медицины, где что-бы клиент возвратился его не обязательно вылечить, достаточно устранить симтпом, то в астрологии что-бы клиент возвратился нужно иметь достаточно большой процент точности прогнозов. А боагодаря интернету мир стал теснее. И в интернете несложно найти отзывы.

Вообше о прогнозах: хорошо бы немного понимать как устроена астрология и что называть точным. Например, у всех у нас есть вполне астрологический инструмент прогнозирования - календарь, и мы точно знаем, например то, что через несколько дней в нашем полушании наступит лето. Также мы точно можем сказать когда, кроме солнца, друге небесные тела окажутся в каких-то координатах и характеризовать. 
И мы можем взять любой момент времени [в прошлом или будущем, насколько позволяют программы], м запросто сделать для человека рассчет, на любую тему, например его отношений с рождения и на 100 лет вперёд, рассчитать кризысы и переломные моменты, в которых отношения будут качественно меняться, и с большой вероятностью возникнут новые.     
Но в языке астрологии, нет средств для выражения физических величин, мы с помощью астрологии не можем рассчитать зарплату - астрология не физическая наука, она занимается качествами, принципами,  целостностями.   
Ещё особенность астрологии в том, что знаки астрологического языка, всегда образуют уникальные сочетания в целом. И нету шпоргалки, негде подсмотреть: что значит картина в целом, потому прежде этого не было - такого сочетания никто никогда раньше не видел.
Каждый астролог знает моменты, типа, все буквы знакомы, но фраза которая образуется, уникальна, поэтому уровень её понимания неровный, а всегда разный. И слава Богу, всегда недостаточный.
Но при этом приходится делать достаточно много прогнозов, связанных с физическими величинами, например по части денег, имущества, ресурсов, состояния здоровья, и нельзя себе позволить слишком грубых ошибок...   
А все общие прогнозы, которые с основания Астрополиса публиковались, я в основном пишу в латышской части, можно почитать, мне они представляется интересными и полезными.

Потом продолжу об опытах и развитии.. 

Offline Simon

  • Posts: 7062
  • Gender: Male
    • www.astropolis.lv
Re: Критика астрологии
« Reply #61 on: 20 June 2014, 10:59:14 »
Вообще обычно споры о научности-ненаучности астрологии в содержательном смысле слабы. Неплохо об этом рассуждают либо специалисты-науковеды, либо астрологи, которые понимают о чем говорят.
Например : 
http://www.selena-plus.lv/images/stories/E-Sources/Levin_Letters/Levin_Letters_1-14.pdf
http://astropolis.lv/ru/articles/about-astrology/214/1_chast_Astrologiya_kak_sintaksis_i_struktura

Offline Simon

  • Posts: 7062
  • Gender: Male
    • www.astropolis.lv
Re: Критика астрологии
« Reply #62 on: 30 June 2014, 12:42:29 »
Итак
Многие астрологи утверждают, что астрология развивается. Мне вот интересно, в каком ключе? Что значит, "астрология развивается" ?!
Во-первых астрология, которая до нас дошла представляет собой смесь: знаний, представлений и верований.
 
Например, вопросе о силе и слабости планет (в знаках) – что это значило для древних? Что они имели в виду, что они имели в виду когда говорили что Луна в Раке "сильная"?
Если обычный человек задаёт астрологу вопрос о своих сильных и слабых качествах, он имеет в виду ресурс, который он может использовать. Значит сила планеты, вроде бы, в её мощной функциональности.
В какой-то момент я собрал большие выборки по планетам теснейшим образом связанных с родом деятельности.
В результате, оказалось, что планеты в знаках «силы» (по представлениям древних астрологов) встречаются гораздо реже, чем в знаках «слабости» – в некоторых профессиях в разы (по сравнению со знаками "слабости")

Тоесть, видя в карте ребёнка Венеру в Весах, мы никак не можем сказать, что это значит хороший вкус или хорошее чувство стиля... а скорее наоборот.
С начала это смутило, но я пообщался с психологами, и понял, что для успехов, определённое качество должно быть включено в систему таким образом, что-бы на него работали многие части личности, и что-бы оно работало на остальных (например, что-то компенсировало).
И вот это не предполагается планетой в "своём" знаке - там она себя проявляет слишком «ровно», она как-бы сама по себе, или даже инфантильна. Планета как-бы показывает что она в отпуске, а не на работе.     

И это важно в для натальной астрологии.
Значит один ключ развития понятен - это проверка практикой

продолжу...
« Last Edit: 30 June 2014, 12:48:56 by simon »

Offline Aleksandra

  • Posts: 1865
  • Gender: Female
    • http://www.astropolis.lv
Re: Критика астрологии
« Reply #63 on: 16 October 2014, 21:31:59 »
Попался сегодня такой материал по "Критика астрологии". Материал называется: Морей Р. "Астрология и христианство"

Автор пишет много чего, но начинает так:

Quote
Астрология — это развитой бизнес. В США около 10000 человек профессионально занимаются астрологией и свыше 175000 уделяют ей часть своего рабочего времени. Более 2000 газет ежедневно публикуют гороскопы. Количество американцев, доверяющих астро­логам, выросло с 32 миллионов до половины населения страны. Популярность астрологии проявляется повсеместно — астрологичес­кую символику можно увидеть на теннисках, украшениях, скатертях в ресторане; гороскопы продаются в автоматах.
Астрологический бизнес имеет в своем обороте несколько сот миллионов долларов ежегодно. Его перспективы великолепны, так как продукция астрологов (гороскопы) предназначена для одноразового прочтения. Новые гороскопы должны появляться ежедневно. Этот непрерывный товарооборот объясняет то, почему проницательные финансисты стремятся вкладывать средства в астрологический бизнес.

Хотелось бы, конечно, чтобы автор указал, откуда такие "статистические" данные, но увы... Хотя интересно  :koo-koo: не смотря на то, что материал не новый уже. В исходных данных указано: "ЛР № 030588 от 13 января 1994 г Подписано в печать 07 03.97' Формат 60 х 84 '/16. Печать офсетная Объем 2 п. л Тираж 5000 экз. Зак. № 187".

Значит, указанная "статистика" о количестве человек занимающихся астрологией в США и верящих в неё, относится к 1994 году, по крайней мере, не позднее начала 1997...

Про "астрология - бизнес"... Что тут скажешь? Да, для многих астрологов это именно бизнес и есть... Не только в США.

Ещё цитата:

Quote
Гоквелин изучил более 50000 гороскопов, многие из которых были составлены для астроблизнецов, чтобы найти доказательства „парал­лельности" их жизней. Он не обнаружил никаких подтверждений этому, но выявил факты, свидетельствующие против астрологии. Гонквелин пишет:...

Гоквелин - это Гоклен, по всей видимости. :th_g:

Впринципе, критику этого автора можно считать образцово-показательной. Многие критики и, более поздние в том числе, идут всё в том же ключе. 

Остальное, кому интересно, см. по ссылке: www.gumer.info

 :g_comp:

Пути Господни неисповедимы! И говорят, что смерти нет для тех, кто, будучи любимы, зажгли любви ответный свет. (с) А.Я.

Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #64 on: 01 June 2015, 20:41:10 »
Хорошая статья. Как и весь ресурс.
Перевод мой + некоторые персональные добавления.
Оригинал тут : http://www.astrology-and-science.com/a-mome2.htm

Момент высшего прозрения или почему астрологи так конкретно "залипают"

Intro -

Подавляющее большинство астрологов со временем становятся крайне зависимыми от астрологических мировоззрений, теряют какую-то ни было критическую оценку действительности приобретая массу заблуждений относительно «астрологического чтения гороскопов» и астрологических концептов вообще, а многие даже агрессивно реагируют на критику и претензии в контексте сомнений  в абсолютной непогрешимости и работоспособности  астрологии.
Почему?
Однажды, а возможно и дважды и трижды и четырежды «угадав», а скорее всего просто попав пальцем в небо, «астролог» ловит тот самый незабываемый момент, момент «прозрения» если можно так сказать, и плотно подсаживается на божественный и пьянящий наркотик. До конца не понимая каким образом все это происходит и как ЭТО случилось, астролог на корню отметает любые варианты в необходимости научных исследований.
Происходит такой момент :  астролог  попадает в круг себе подобных, где все замыкается на принципе «non falsifiable», т.е «неопровергаемо!», где тот самый «всевышний» момент чуда уже просто неотличим от банальной иллюзии.
Персоны от астрологии, которые вовремя успевают это понять, как правило сразу записываются в стан врагов, невежд, глупцов и т.д… Тем не менее небольшая, но все же существующая и здравомыслящая часть астрологов признает , что гороскоп это просто инструмент, но никак не источник информации.
Также и для клиента астролога существует тот самый «момент чуда». Даже если поданная информация оказалась мутной и расплывчатой (что чаще всего и происходит) клиент как правило все равно уходит довольным, потому как считает что беседа оказалась плодотворной и полезной. Взаимодействие с астрологом подобно близкому эмоциональному контакту например с другом, близким человеком, священником, психоаналитиком, где не затрагиваются все сферы жизни человека а фокусировка идет только лишь на отдельные  сегменты. Все зависит от красноречия астролога, умения слушать, задавать вопросы, контролировать ход беседы и т.д…
Порой очень часто можно сталкиваться со случаями вполне себе комичными, однако крайне распространенными в астрологической среде. Например молодой астролог с невероятной серьезностью утверждает что например наличие семи планет в 7-ом доме указывает на множество браков. Наглядный пример в виде карты Элизабет Тейлор, которая выходила замуж восемь раз и имеющей при этом пустой 7-ой дом  не останавливают его в своей упертости. Можно только услышать ответ :  «исключение подтверждает правило». Только вот какое правило, и не слишком ли много исключений? С приобретением опыта, спесь как правило сходит на нет, зато речь становится более оформленной, приобретает «научную» окраску и разбавляется все это дело как правило серьезным выражением лица.
Рассмотрим поподробнее, что же это за люди такие…..

Аргументы-

Действительно ли астрологи настолько странные и непонятные ? Навряд ли. Просто как правило это достаточно милые, заботливые персоны, но при этом весьма доверчивые, склонные  к сильной эмпатии, зависимости…..и…..барабанная дробь….к самовнушению!  Да, именно к самовнушению, как и персоны обращающиеся к ним за консультацией. Как говорят в простонародье : «одного поля ягоды». Их позиции  по многим вопросам часто размыты, сомнительны, скомканы, трудно идентифицируемы и как правило не подкрепляются вообще никакой доказательной базой.  По этой причине однажды встав на рельсы астрологии они как правило «уверуют» до самого конца. Переубедить такой тип личности практически невозможно. А теперь представьте, что подобные персоны собираются в группы. А еще представьте отдельный сегмент их потенциальных клиентов. ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТСЯ К ПОДОБНОМУ, ИМЕЯ К ЭТОМУ ВЛЕЧЕНИЕ. Это закон. Сходство определенных психологических качеств людей.

Итак, аргументы которые выдвигают астрологи в пользу работоспособности этой дисциплины и сомнения в их правильности и адекватности:

1.   Астрология имеет глубокую древнюю историю  и прочна в своих базовых принципах.  Ответ  : потому и мертва по сути.
2.   Астрология встречается во множестве различных культур. Ответ : теория например плоской земли также встречается во множеству культур.
3.   Многие великие ученые верили в  работоспособность астрологии. Ответ : это не так, более того , подавляющее большинство великих как раз в нее и не верили.
4.   Астрология основана на наблюдениях. Ответ: запутанность и неоднозначность астрологических наблюдений как раз и компрометируют астрологию.
5.   Существуют внеземные планетарные влияния. Ответ: это не имеет никакого отношения к астрологии как таковой.
6.   Работоспособность астрологии была доказана экспериментально. Ответ : это ложь. Все с точность наоборот.
7.   Не астрологи не имеют никакого права судить астрологию как таковую. Ответ :  а кто например судит воров или убийц?
8.   Астрология не наука – это  искусство и философия.  Ответ : но не причина для слепой веры.
9.   Астрология – работает. Ответ : доказательства свидетельствуют об обратном.

Наиболее важным  и одновременно наивным аргументом является последний : «астрология работает!». Именно здесь он формируется  с приходом якобы личного опыта, который в тысячу раз более ценный и убедительный, нежели результаты научных исследований в астрологии. Все это объясняется как исключительная  субъективность  интеллектуальной истины астролога. Позиция в рамках субъективного идеализма, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности, и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Возможно по этой причине именно среди астрологов встречается такое кол-во людей с комплексом Бога и крайним эгоцентризмом.

Философия-

Этот список из девяти пунктов  не является ответом  на вопрос что заставляет астрологов так сильно «залипать» на астрологии. А ответ на этот вопрос будет очень важен для скептиков, которые не понимают почему астрологи так рьяно отрицают массу доказательств, что эмпирически работа астрологии вообще никак не подтверждается. Обычные скептики утверждают, что факты есть факты и астрологи просто сумасшедшие если игнорируют их, но здесь нужно быть «необычным» скептиком. Здесь стоит рассматривать проблему изнутри. Здесь нужно быть астрологом….Экс – астрологом. Все не так просто.
Астрологию для астролога вряд ли можно сравнить с обычным делом – взял и остановил в одночасье. Для них это философия жизни. Выстроенная парадигма. Конструкция на которой держится их воля и способность вообще существовать. Для отдельных личностей, в более приземленном существовании т.е финансовой подпитке, потому как видимо ничего другого в жизни они просто не умеют делать.
Персональная астрологическая философия - это можно сказать конкретное «залипание». И поверьте, крушение веры в астрологию для такого человека как правило является крушением всего его внутреннего содержания, эмоционального и ментального «контента» и возможно даже физической жизни как существования. Абсолютная потеря себя. Подобных примеров много, но самый знаменитый ,это конечно история Мишеля Гоклена, когда отчаянные поиски работоспособности астрологии приводят к отрицательным выводам и полным крушениям всех надежд. Самое интересное, что сами астрологи преподносят эту историю в совершенно другом ракурсе : якобы Гоклен наоборот решил развенчать астрологические принципы, но пришел к выводам что она (астрология) как раз «работает», а убил его прессинг тех самых злобных скептиков. Понятно что все это не так. Под большим вопросом причины самоубийства другого ,такого же разочаровавшегося как и Гоклен астролога – Альфреда Витте. Известно, что его астрологическая система, нашпигованная различными гипотетическими объектами не давала в итоге того результата, который от нее так страстно ждал Витте. Однако приверженцы этой школы утверждают что Витте пал жертвой обычного стечения обстоятельств.

К чему мы приходим? Многие астрологи, которые в итоге понимают, что астрология не имеет ничего общего с реальностью и даже близко не приближена к пониманию человеческой природы, а уж тем более прогнозированию будущего, как правило испытываю психологический шок. Это похоже на сильный похмельный синдром, только психоэмоционального характера. По этой причине, у большинства астрологов попросту срабатывает мнимый инстинкт самосохранения, который просто препятствует подобным стрессам, которые с большой долей вероятности могут привести к весьма плачевным эмоциональным состояниям, вплоть до клинических.

Момент Божественный-

Скорее всего никто не становится астрологом просто так. Скорее это принцип скрытой  воли. В один момент ЭТО просто происходит и все. Вы «попали». Некоторые астрологи пришли в астрологию посредством знакомства с уже «практикующим», т.е принцип «подобное к подобному» здесь срабатывает точно. Как правило, все начинается с банальной просьбы : «давай посмотрим твой гороскоп». Все, после этого происходит щелчок и дверь с той стороны захлопывается. Это не значит, что происходит захват нового адепта, нет, астрология это не секта, происходит некое соитие душ. Единение, что  часто рассматривается человеком как нечто особенное, божественное .Многие так и находят своего «учителя». Только вот часто роли учителей играют совсем не чистоплотные личности, но это тема другого разговора.
Так вот, происходит тот самый незабываемый момент когда ВАМ читают ВАШ гороскоп и ВЫ понимаете, что все ЭТО про ВАС. На этой стадии, вменяемая персона как правило стоит на перепутье двух дорог и впоследствии делает выбор, либо быстрее «делать ноги», либо идти дальше. У персоны лишенной всякого критического мышления в этом случае дорога только одна. В объятия иллюзий и заблуждений. После этого, каждый новый гороскоп становится откровением, и почти каждый новый встречный подтверждает абсолютную непогрешимость астрологии. Так рождается новый астролог. :ok:
Этот опыт кажется достаточно веским , сильным и впечатляющим, по этой причине критический уровень падает как говорится «ниже плинтуса». Здесь две основные ловушки : 
1. «Неисчерпаемый источник знания». Хотя для многих, как правило малообразованных персон, все это видится весьма себе впечатляющим и емким по контенту. В эту ловушку нередко попадают и образованные люди, но с мистическим складом своего «Я». 2.Ощущение личной поддержки. Не для кого не является секретом, что очень большое кол-во персон пришедших в астрологию – не уверенные в себе личности, с целым комплексом личных проблем.
Происходит почти мистическое откровение : жизнь моя и жизнь других людей регулируется планетами. Характер, отношения, судьба, да  ВСЕ на свете можно объяснить тем или иным расположением планет в натальной карте.  Это и впечатляет и отупляет чувствительность к внешним раздражителям одновременно.

Особняком стоят персоны с явно меркантильными интересами и/или комплексами неудавшихся ученых. По этой причине в астрологии среди «учителей» достаточно много относительно образованных персон уже от академической науки, но так и не сумевших доказать свою значимость в выбранной профессии. Все эти математические выкладки, формулы и академический флер вообще заставляют некоторых особо впечатлительных думать что астрология как минимум «наука –наук». Ну что тут сказать…..
Это особо выражено на постсоветском пространстве, где люди от науки влачат жалкое существование и способ подзаработать, это как раз и есть та самая оккультная и плодородная почва. Вполне возможно что многие из них ведут двойную игру, умом понимая всю бредовость астрологической действительности при этом проводя астро – семинары и выпуская тонны ничего не значащей литературы по астрологии, но параллельно продолжая успешно работать в области уже серьезной, т.е - научной.

Стоп время….-

Интересности начинаются здесь.
Если астролог не способен извлекать определенную информацию из гороскопа, то объясняется это не неисправностью астрологии, а  «неисправностью» самого астролога. Он не способен продвигаться дальше в развитии своих навыков. Или например данные о рождении неверные, или может проявление гороскопа является не совсем типичным и т.д .т.п….То есть находятся сотни сторонних причин. Повторяю, непогрешимость астрологии даже не обсуждается. Никогда и ни при каких обстоятельствах.
Астрология планет регулирует ВСЕХ и ВСЕ, но при этом  персональный гороскоп не является ограничителем собственно ВОЛИ. Это как?
Зная точное время , можно построить гороскоп вашей собаки или кота например. Вообще любой вещи или события. Поверьте, при инаугурации нового президента тысячи астрологов будут сидеть с секундомером засекая время клятвы. Во всем нужна точность! Время! По этой причине, если что-то не сходится, если то что вам вещает профессиональный астролог явно «не про вас и не к вам собственно, и кого вообще позвать? », то самая частая отговорка астролога, это  - « надо знать до минуты» ( а в некоторых случаях и до секунд). Реплика типа : «но время точное» , не будет приниматься в расчет, потому как всплывает следующий аргумент : « гороскоп может включится в любое время», потом последует предложение сделать ректификацию и так может продолжаться до бесконечности…..
Но гороскоп как ИТОГ, еще на многое способен. Для определенной части астрологов, особенно эзотерически настроенных, астрология воплощает в себе принципы «Все – едино, все проистекает из друг друга», «Что вверху- то внизу» и т.д  и т.п…опять-же до бесконечности
Такие астрологи как правило чувствуют себя частью ВСЕГО, стоят над  ВСЕМ, они – ВСЕ. Скорее всего это прекрасное чувство для самого астролога, но при чем здесь окружение? Обычные скептики скорее всего фыркнут и скажут : « вот еще…ну и бред», но поверьте, один раз испытавший нечто похожее, с трудом и большим нежеланием расстанется с этим чувством прикосновения к божественному (как ему кажется). Здесь та самая символическая дверь о которой шла речь выше уже закрывается на несколько амбарных замков и выбраться становится еще сложнее. Хотя возможно в ближайшем будущем никто выбираться и не желает, просто бегство в случае чего будет значительно затрудненно. Для астролога конечно.



Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #65 on: 01 June 2015, 20:41:33 »
продолжение :

Психология астролога-

В 1970 –х, два известных астролога, а именно Джеффри Дин и Артур Майер, составители уже ставшей классической книги «  Recent Advances in Natal Astrology» ,были убеждены, что астрология является огромным полем и непочатым краем относительно эмпирических исследований. Но в ходе времени, в течение более чем двадцати лет кропотливой работы, им становилось все более и более ясно, что астрология совсем не та, за кого себя выдает.  После ряда лет эйфории как правило многие астрологи начинаю чувствовать, что что-то неладно в этом царстве. Это происходит намного чаще, чем можно себе представить. Астрологические доктрины и астрологическая практика никак не хотят сосуществовать вместе. Они просто не монтируются друг с другом.  Многие астрологи уже обнаружили это, но при этом продолжают находить множество (ложных) решений этой проблемы. Каждая новая метода и техника кажется еще более изобретательной чем предыдущая, их кол-во увеличивается прямо пропорционально кол-ву противоречий которые они же и рождают. Вот вам и «одно проистекает из другого».  В итоге астрология имеет такое кол-во школ, методик, направлений и т.д…часто противоречащих друг другу, что черт голову сломит. При этом не следует забывать, что «все у всех работает».

Рассказывает Рудольф Смит : «Это было в те времена, когда я стал президентом голландского общества практикующих астрологов, именно тогда я столкнулся с истинной психологией ума астролога, с ее организацией и спецификой. По наивности я верил что мои коллеги астрологи будут полностью поддерживать мои критические исследования в области астрологии, ведь как еще можно улучшить качество самой астрологии? Но никакого одобрения я не получил. Вместо этого я столкнулся с равнодушием и абсолютно пассивными реакциями. Чуть позже я почувствовал и активное сопротивление на это мое повторное предложение. Было заявлено громко и ясно : « астрология и наука не играют на одном поле». Все это сопровождалось утверждениями, что астрология не должна быть научно доказана, так как и без того подтверждает свою работоспособность изо дня в день….Именно по этой причине я и стал более подробно и критически изучать эту дисциплину. Теперь, мысленно возвращаясь в то время, я счастлив оттого что успел вовремя «вынырнуть» и не «залипнуть» окончательно. Спасибо мои коллегам.»

Несоответствия-

Очень большое кол-во астрологов сталкиваются с несоответствиями в астрологии как сейчас, так и будут сталкиваться с этим  и потом. В принципе для них это не является большой проблемой, так как арсенал методик – огромный. Каждый находит что то для себя. Это в частности касается и ректификаций гороскопов. Существует множество методик, они доступны. И астрологов нисколько не смущает что часто они сильно расходятся друг с другом как в подходах, так и в трактовках и главное, в конечных результатах!  Так например, пять профессиональных астрологов могут выйти на разное время рождения одного отдельно взятого натива (причем со значительными временными промежутками) и у них всех «все будет работать» в итоге….Забавно, правда? Надеюсь не стоит напоминать, что иногда время рождения после ректификации разнится с реальным вплоть до часа !

Как правило, когда задаешь астрологам вопросы относительно этой темы, то видишь только лишь стеклянные глаза и …ступор….Каждый из них лелеет свои идеи, свои наработки и они совершенно счастливы с ними и не желают подробно обсуждать вопрос : « Как вы к этому пришли?»….и часто откровенно сконфужены когда им задают такую тему для беседы. Почему? Это очень похоже на прятанье головы в песок. Понятно что присутствует определенный когнитивный диссонанс между их верой что астрология непогрешима и очевидными нестыковками на которые им указывают. Подобное просто игнорируется их сознанием. Конечно, нечто похожее происходит не только среди астрологов, но похоже что именно эта категория людей особенно склонна к таким вот внутренним несоответствиям, а также склонностью к фантазированию и огромной внутренней потребностью видеть взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных.

Наглядный пример  - Дэвид Хамблин, астролог, который позже стал председателем британской астрологической ассоциации: « Если я вижу очень кроткого и совершенно неагрессивного и не настойчивого человека с пятью планетами в знаке Овна, это не заставит меня сомневаться в том, что Овен указывает на врожденную активность и даже агрессивность. Возможно асцендент этого человека находится в знаке  Рыб,или его Солнце в соединении с Сатурном, или его управитель в 12-ом доме, или, или, или……Ну если ни одно из этих требований не обнаруживает себя в его гороскопе, то просто можно сказать что человек еще не воплотил до конца потенциал своего акцентированного знака Овен. Или я могу утверждать, что если человек имеет избыточное кол-во планет в том или ином знаке, то он будет как правило подавлять их в себе, подавлять характеристики этого знака потому как боится, что если покажет их вовне, они слишком явно возобладают над ним, будут его «вести» и доминировать. Но если на следующий день я встречаю очень агрессивного человека с пять планетами в Овне, я меняю свой тон объяснения :  я же говорил что так и есть, у него же пять планет в Овне…»

Все это дает астрологии неисчерпаемый запас простых объяснений и выхода из самых сложных противоречий. Таких ходов и пояснений может быть тысячи. Так и происходит на самом деле. Астрологи  - мастера подгонки гороскопа под отдельно взятую личность. Особенно ловкие и способные даже выстраивают свой собственный бизнес, создают астрологические школы и пишут книги. По этой причине, астрология в лице принимающего астрологию как бы не может быть неправдой, априори. Все делается так, как делается. Здесь впору вспомнить историю Прокруста .
Давным давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Он был известен также под именами Полипембн, Дамаст, Прокопт. Разбойник подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа.
Одно большое ложе, второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и чтобы путник точно соответствовал размеру кровати,  бил их молотом и растягивал суставы.
А на маленькое ложе  укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним также, как тот поступал со своими пленными.


Выражение «прокрустово ложе» означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным. Является одним из видов логических ошибок.
Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр.

Домашние компьютеры всему виной.-

Приход компьютеров окончательно расставил е точки над «и». Во первых, появились мощные программы без труда способные строить гороскопы. Теперь любая скучающая и жадная до божественных откровений домохозяйка могла стать сама себе астрологом. И не только себе. Что и происходит по сей день. Массово. С другой стороны появилась возможность обрабатывать большое кол-во гороскопов…и анализировать. Здесь и кроется «начало конца» астрологии для очень и очень многих. К сожалению анализ как прогностики так и огромного количества натальных карт не подтверждает работоспособность астрологии. Даже близко. Более того, большинство астрологической литературы написанной до компьютерной ЭРЫ  с описанием методик основанных на очень малой выборке вообще как оказалось не выдерживает никакой критики. Не выдерживает критики и современная астрологическая литература, структура пояснений которой идет двумя путями. 1. Базируется на статистике и конкретных примерах. Ответ : ничего не доказывает, т.к процент попаданий даже средне статистического уровня - очень и очень низок. Часто ниже низшего предела. 2. Базируется на персональных измышлениях и предположениях самих астрологов. Ответ : это банальная художественная литература с сильным креном в философию.

Пример из жизни :
« Я пользовался свежей прогностической техникой «А», которая как я считал давала хорошие результаты. Также существовали и техники «В», «С» и «D».Впоследствии я понял, что выборка у меня была не такой значимой как  следовало, плюс я неосознанно выбирал наиболее яркие попадания, также неосознанно игнорируя явные промахи. Это я понял позже…
Так вот, однажды я давал большой семинар в Мельбурне. Он касался именно прогностических техник в астрологии. Когда я озвучил свои результаты работы в технике «А», усомнившись в точности техник «В» «С» и «D», то реакция слушателей была следующей : НЕДОУМЕНИЕ. Сторонники метода «В» сразу заявили что они всегда попадают в цель, но не с методами «С» и «D». Сторонники метода «С» утверждали что они всегда точны именно с этой методой, но не с «В» и «D», ну и сторонники методы «D» уже понятно что утверждали…                                     Когда я им указал, что они, как и большинство людей скорее всего фиксируют в своей голове только лишь процент попаданий, но игнорируют процент промахов, при этом отдавая предпочтение тому методу, который им кажется более привлекательным,  то в тот момент я понял что наступил на их больную мозоль. Фактически с этого момента я стал астро –диссидентом.»


Убить гонца-

Любой астролог который начинает «копать» и «сомневаться» по понятным причинам становится чужим. Любая тема поднятая им на поверхность как говорится «не обсуждается».
Очень часто возникают вопросы относительно близнецов с очень малым промежутком во времени рождения. Никаких значительных изменений в их картах не происходит, однако люди вырастают совершенно не похожие друг на друга. Не существует ни одного аргументированного и доказательного мнения от астрологов, почему так происходит. В большинстве случаев это опять же  - «просто не обсуждается». А что тогда господа астрологи скажут относительно рождения сиамских близнецов?
Как правило, рот неугодным затыкается простым вопросом : "так, вы не верите в астрологию, а?", а ответ вроде : «нет, в таком ракурсе не верю», опять как правило вызывает ступор и недоумение.

Это хороший пример, какими нетерпимыми могут быть астрологи, когда кто- то просто сомневается в том, что их «священная корова», просто корова…и ничего более. Ведь это действительно похоже на очень старую корову, которая еле дышит, но убить рука не поднимается. Или другая аллегория : загнанную и убитую в хлам лошадь не пристреливают, пускай мучается дальше,  пристреливают гонца .

Инструмент для помощи-

Астрология – это система убеждений. Как синтетическая замена религии например. Для астрологов это безопасная зона, зона комфорта, это и смысл жизни. Самое удивительное что для большинства из них  вхождение в эту зону стало символическим бегством из другой, но выйти за пределы этой , уже новой зоны комфорта им не позволяет банальный страх. По понятной причине, покидать ее кажется глупым и неразумным. Тем не менее кажется забавным, что несмотря  на огромное разнообразие методик и идей (которые например уже в пределах реальной религиозной системы ведут к взаимному диссонансу), астрологи, как правило объединяются отстаивая консенсус модели «астрология жива и здорова и все системы работают исправно». Это единство и сплоченность в этом пестром многообразии, которое иначе как абракадаброй и парадом ряженых и язык не поворачивается назвать, позволяет астрологам либо отклонять, либо просто игнорировать любую критику в свой адрес, потому как это просто единственный способ для них, чтобы выжить. Это достаточно трагично и походит на отчаянные попытки сопротивляться вопросам, ответов на которые у них самих нет.

Конечно, каждый из нас начинает активно реагировать против доказательств того что угрожает нашему мировоззрению, и продолжать защищать свое, пускай даже иллюзорное, но такое «розовое, теплое и мягкое». Так что наивно думать, что любая критика астрологии чем –то ей угрожает. Тем не менее достаточно существенная часть астрологов уже признает : астрология не является источником фактических знаний. И никогда таковой не была. Вместо этого они считают, что астрология является замечательным источником вдохновения для человеческой натуры. Т.е они считают, что гороскоп является прекрасным инструментом в продвижении психологической терапии как разговора  - общения друг с другом. Не более того. Это неплохое подспорье в поисках часто неуловимого, но в то же время и вполне себе настоящего – заботливого человека способного услышать и возможно дать совет.

Небесные кляксы Рошарха-

В этом модифицированном астрологическом концепте важно следующее : астролог, это не астрология. Клиент получает помощь менее всего от астролога который является хорошим астрологом, но более всего от астролога который просто является хорошим человеком. Гороскоп  как и планеты, знаки зодиака и т.д…вообще не играют никакой роли. Гороскоп – просто инструмент, как помощник в терапевтическом сеансе. Это как знаменитые кляксы Рошарха -  психодиагностический тест для исследования личности, но не источник информации.
Подобный метод впервые применил психотерапевт и по совместительству бывший астролог Майкл Майер. Несмотря на то что он использовал гороскоп только как инструмент, иногда даже пустой, без наличия планет или аспектов между ними или знаков зодиака и т.д..он обнаружил что некоторые клиенты даже в таком виде продолжают воспринимать этот самый недо-гороскоп и вообще астрологию в частности , детерминированным образом (как однозначная предопределённость), по этой причине он предложил отказаться от терапевтических сеансов с людьми которые верят в планетарные влияния, так как там сильно влияние «tunnel vision».

Проводились эксперименты когда человеку ясно давали понять, что данная астрологическая консультация проводится понарошку, просто как проверка астрологической символики и никакой истины и ясных и четких ответов на свои вопросы он точно не получит. При этом астрологом специально озвучивался заранее приготовленный текст как форма для всех испытуемых, т .е никаких четких параллелей с отдельно взятой персоной не существовало. Даже в этом случае (!) происходило то самое «божественное»и испытуемый уходил довольный и счастливый.
Так при чем здесь планеты, знаки зодиака, дома ,звезды….?

Итог : вера в полезные и безопасные фикции может быть более приемлемой  и гуманистической, нежели вера в ложные космические излияния базирующиеся в основном на принципах предопределенности , делающих человека отчасти марионеткой, отчасти недочеловеком вовсе, у которого оказывается все же есть свобода выбора. Планеты ведь только предлагают….Или нет? Уважаемые астрологи, определитесь уже.)
 :cndl:

Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #66 on: 01 June 2015, 21:04:57 »
Зелинский еще сто лет назад сомневался в этой астро чепухе.

http://newastrogeneration.blogspot.com/2015/05/blog-post_92.html

Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #67 on: 13 June 2015, 18:11:19 »
Астрология как паранаука.

Астрологию следует отнести к паранаукам. Хотя она имеет общий с астрономией корпус объективного знания о видимом движении небесных светил и их взаиморасположении на небе, тем не менее главный исследовательский интерес астрологии сосредоточен на совершенно чуждом для астрономии предмете: влиянии небесных светил на судьбы людей, на происходящие на Земле события.
Для астрономии подобная постановка вопроса будет заведомо антинаучной, поскольку речь идет не о физическом воздействии, а о связи совершенно неясной природы, причем исследование сути этой связи не входит в задачу астрологов. Она изначально постулируется как проявление некоего универсального принципа "всемирной симпатии". Уже это является первой серьезной отличительной особенностью астрологии именно как квазинаучного образования. В основе ее построений лежит представление о силах и взаимодействиях, которые не исследуются и не могут исследоваться никакой другой научной дисциплиной. Это представление было сформулировано, очевидно, еще в эпоху античности и с тех пор не ставилось под сомнение и не претерпевало, как кажется, серьезных изменений. Вот некоторые из базисный положений астрологического символизма, обосновывающие разделение Зодиака на значимые части. "Четвертичное разделение зодиака [Разделение его точками весеннего и осеннего равноденствия, а также точками зимнего и летнего солнцестояния -В.П.] ... дает нам четыре основных типа космической субстанции: огонь, воздух, вода и земля. Это наиболее фундаментальное разграничение, ведь зодиак в целом символизирует... созидание микрокосма. Субстанция наиболее важна при созидании, но энергия и форма тоже имеют значение... Энергия незначительно отличается от субстанции. Она представляет собой, как показано в современной физике, активизированную и высвобождаемую субстанцию. Следовательно, мы можем ожидать, что принцип дифференциации энергии подобен принципу дифференциации субстанций. И тот, и другой основываются на принципе дуализма, действия и реакции. Значит, энергетический зодиак восьмеричен, а субстанциальный - четвертичен" (здесь и далее цитируется Д. Радьяр. Астрология Личности. М., 1991). Ясно, что использование в качестве фундамента теорий таких принципов, которые имеют, по-видимому, мифологическое происхождение, является по меньшей мере сомнительным способом обоснования научности получаемых результатов.
Но не только это разделяет астрономию, как науку, и астрологию, как квазинауку. В содержание астрологии, кроме упомянутого массива знаний о небесных телах, входит также и набор теорий и интерпретативных схем, которые связывают местоположение и движение небесных светил с делами и судьбами людей. Эти теории и схемы, вообще говоря должны были бы быть эмпирически проверяемыми и, более того, быть хорошо подтвержденными тысячелетним опытом успешных предсказаний и историческими описаниями событий, произошедших в соответствии с тем, что было предначертано на небесах. Учитывая возможные теоретические и вычислительные погрешности, приемлемая степень подтверждения здесь может быть достигнута только за счет специфической неопределенности значения тех эмпирических терминов, в которых обычно формулируются астрологические прогнозы и предсказания. И такая неопределенность действительно имеет место. Как правило, она заключается в том, что лицу, пользующемуся услугами астролога, дается рекомендация (по своему содержанию вполне благоразумная) воздерживаться от каких-либо действий в те или иные периоды времени (так сказать, прогноз-предупреждение), либо же сообщается, что в делах определенного рода будет сопутствовать удача, или же в них можно ожидать каких-то успехов. Если же лицу требуется совет в деле вполне определенном (как отнесутся звезды, скажем, к браку с избранной особой), то в таком случае рекомендация может быть дана с оговорками, при этом наличие или отсутствие высказанных в них условий проконтролировать достаточно затруднительно, если не невозможно. В самом деле, показать, что прогноз не сбылся, при таких условиях также трудно, как и доказать его теоретическую неосуществимость.
Предположим, что некое лицо добросовестно воздерживалось от новых знакомств в дни полнолуния, но при этом все равно пострадало от коварного обмана старых, и, казалось бы, испытанных приятелей. Означает ли это, что совет астролога был неверным? Нет. Ведь осталось неизвестным, что произошло бы, если бы это лицо не слушалось астролога. В этом случае его неприятности могли бы быть гораздо большими. Кроме того, можно ли быть уверенным в том, что с обманувшими его людьми пострадавший познакомился не в день полнолуния?
Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если некое лицо осуществило по совету астролога какое-либо предприятие, например, путешествие, но в результате претерпело в пути много невзгод и лишений. Разве астролог определял конкретные детали маршрута? Разве астролог выбирал час, когда следует остановиться, чтобы избежать опасных или неприятных встреч, и час, когда следует возобновить путешествие? Разве астролог подбирал попутчиков? Наконец, разве исключена возможность того, что если путешественник остался бы дома, с ним не произошли бы еще более ужасные события? Кроме того, всегда можно предположить, что опыт преодоления жизненных невзгод, накопленный во время этого путешествия, может принести огромную пользу в дальнейшей жизни.
Как видно, лазеек для оправдания неудавшегося по видимости прогноза можно в подобных случаях найти довольно много, но принципиально важно здесь следующее: мы не можем одновременно поступать согласно с советом астролога и вопреки ему, чтобы иметь возможность сравнить полученные результаты и тем самым получить бесспорное эмпирическое подтверждение или опровержение его предсказаний. Использование же в эксперименте двух разных лиц, одно из которых будет послушным, а другое не послушным, не даст окончательной уверенности в правильности или ошибочности астрологических предсказаний именно в силу того, что предсказываются судьбы, то есть индивидуальные и, вообще говоря, неповторимые жизненные события, а это означает, что люди здесь не являются взаимозаменимыми, их невозможно подобрать абсолютно одинаковыми по своим характеристикам, а без этого эксперимент нельзя будет признать чистым. Даже близнецы не будут удовлетворять условиям эксперимента, так как разность в моменте рождения неизбежно сделает их судьбу различной.
Те же самые особенности можно заметить и при рассмотрении астрологических описаний характера людей, родившихся под тем или иным знаком Зодиака. Прежде всего такие описания направлены на формирование некоторого положительного образа личности, который, однако, не свободен от возможных негативных деформаций под влиянием внешних обстоятельств. Тем самым создается ситуация, когда при соответствующей психологической установке клиент астролога всегда может отождествить собственные способности и черты характера с описываемыми в гороскопе. При этом восстанавливается (или подтверждается) положительное восприятие собственной личности и создается оптимистичный настрой для восприятия будущих событий. Рассмотрим, например, общие характеристики Стрельцов. Им свойственны "Непредубежденность, острый ум, честность, прозорливость. Склонность к обобщениям. Готовность к завоеванию новых областей. Сострадательность. Страсть к идеям. Любовь к открытым пространствам и путешествиям". Если вы, например, Стрелец по знаку Зодиака и при этом осознаете свою нечестность, то тем самым вы проявили непредубежденность относительно себя и... честность перед самим собой. Значит, честность вам все-таки присуща, причем это в некотором роде "глубинная" честность. Следовательно, отрицание за собой подобных качеств приводит если не к логическим, то к психологическим противоречиям и с подобной характеристикой невозможно не согласиться. С другой стороны, сочетание прозорливости и сострадательности позволяет истолковать практически любой поступок как проявление одного из этих качеств. Дал денег в долг - проявил сострадательность, не дал - прозорливость (мне бы их не вернули). И то, и другое соответствует гороскопу. Очевидно, что при таких условиях каждый Стрелец способен в данном описании узнать собственный характер и при этом остаться удовлетворенным теми способностями и возможностями, которые обеспечили ему звезды.
Наконец, еще одна существенная черта, отличающая астрономию от астрологии, заключается в специфическом отношении астрологии к своим теоретическим основаниям. Очевидно, что астрология с древнейших времен до наших дней имеет своей главной целью предсказание будущего. Однако, в отличие от других гадательных процедур, она не использует никаких специальных материальных средств (карты, жертвенные животные, кофейная гуща и т.п.). Ее методы не зависят от случайностей, связанных с выбором материала, ее результаты основываются на точных математических расчетах и потому должны быть однозначными и воспроизводимыми любым лицом, обладающим подходящей квалификацией. Следовательно, в этих условиях астрология должна быть заинтересована в наиболее точной вычислительной базе, то есть в возможно более полной экспликации связей взаиморасположений небесных светил с судьбами и характерами людей, рождающихся при данных расположениях. Однако никакой исследовательской работы в данном направлении астрологией систематически не проводится. В самом деле, известно, что планеты пребывают в разных созвездиях неодинаковое количество времени, более того, точка весеннего равноденствия, от которой отсчитываются знаки зодиака, не является неподвижной, а перемещается по эклиптике, совершая полный оборот за 26 тысяч лет. Это означает, что Солнце оказывается в зодиакальных созвездиях также не в одно и тоже календарное время, а постепенно смещается, запаздывая в среднем за две тысячи лет на одно созвездие (фактически зодиакальных созвездий тринадцать, но созвездие Змееносца в астрологических расчетах не принимается во внимание, Солнце пребывает в нем только 6 дней). Однако никаких поправок на подобные движения и неравномерности астрологические интерпретативные схемы не содержат.
Эклиптика разделена на двенадцать равных частей, расчеты ведутся на основании подобного идеального разбиения, но это означает, что фактически астрология отказывается от положения о том, что расположение небесных светил определяет человеческую судьбу. По крайней мере некоторые важные эмпирические астрономические данные она использует некорректно с точки зрения методологии науки. При этом подобная некорректность не считается неприемлемой, наоборот, она освящена древней традицией астрологической практики. Такое оправдание традицией также не характерно для тех дисциплин, которые считаются подлинно научными. Оно, по-видимому, является более подходящим для того комплекса знаний, который складывался в донаучную эпоху, когда доминирующим было мифологическое осмысление действительности.
Нельзя сказать, что это обстоятельство не осознается самими астрологами. Но оно получает у них свое философско-методологическое обоснование. Как утверждает Д. Радьяр, "...астрология - или любой другой способ истолкования жизни - имеет дело с фактами опыта, которые становятся значимыми... Астрономическое понимание солнечной системы - это система интерпретации наблюдаемых фактов, удобная и интеллектуально совершенная. Для нас тоже важны только факты. На основе фактов астрономия выработала модель солнечной системы. На основе тех же фактов астрология устанавливает символизм для истолкования фактов жизни. Обе одинаково логичны. И если кажется, что первая точнее второй, то, вероятно, потому, что вторая имеет дело с областью существования, в которой значения преобладают над событиями, где сильнее действует принцип неопределенности".

Необходимо отметить, что в настоящее время в астрологии существуют две тенденции, которые можно условно назвать научная и гуманистическая. Первая стремиться сделать астрологию подлинно научной дисциплиной, отмечающей существовавшие исторические совпадения между земными и небесными явлениями. Вторая же понимает астрологию как дисциплину "помогающую людям в разрешении их личных и межличностных проблем, особенно - в актуализации потенциала, которым они наделены с рождения". Тем не менее обе эти тенденции находятся в рамках первоначально сформировавшегося корпуса астрологических представлений как своеобразного эмпирико-метафизического (или даже мифологического) конгломерата. Первая из них стремится вытеснить метафизические компоненты на периферию, вторая же, наоборот, всячески подчеркивает их важную, основополагающую роль в астрологических предсказаниях. При этом в обоих случаях отсутствует собственно теоретический научный фундамент. Астрология оказывается прикладной дисциплиной, для которой отсутствуют дисциплина фундаментальная. Не случайно роль теоретических представлений в корпусе астрологии играют правила символической интерпретации, которые, вообще говоря, указывают лишь на основные тенденции влияния астрономических сил на человеческую личность, но не поддаются никакому количественному выражению. Единственным исключением являются здесь временные параметры: угловое расстояние в один градус соответствует примерно году человеческой жизни. Но поскольку предсказываются не конкретные события, а их "судьбоносные" характеристики, то интерпретация случившегося в течение года с человеком практически всегда позволяет подобрать нужное астрологически предопределенное событие.
Вот несколько примеров, взятых из уже упоминавшейся книги Д. Радьяра. В карте рождения (расположении небесных светил в день рождения) Муссолини дуга между Сатурном и Юпитером составляет 41 градус. "41 год был критическим возрастом для Муссолини из-за убийства Матеотти, в котором были замешаны видные фашисты. Однако его миновала буря, поднятая политической оппозицией, вероятно потому, что в радикальной карте Сатурн находится в секстиле с Солнцем; благодаря этому то, что могло повлечь за собой падение, лишь усилило его положение". Другой характерный пример - гороскоп королевы Виктории. "Солнце только что взошло, когда она родилась, к тому же это произошло примерно через час после новолуния в Близнецах. Мы видим личность редкой интеллектуальной одаренности (Близнецы) и эпоху, носящую печать ригидности и ограниченности, крайне подчеркнутого интеллектуализма (семь планет в четвертом квадранте мысли); в эту эпоху изумительное развитие получили средства транспорта и путешествия, а вместе с тем и нервные расстройства. Значение XII дома раскрывается тем фактом, что после смерти своего супруга королева жила в уединении большую часть жизни и что лучше всего она действовала оставаясь за сценой, через премьер-министра Дизраэли. Символ градуса Солнца дает значение аристократичности и достаточной индивидуальной силы. Мы можем сказать, что вся викторианская эпоха является типичным проявлением XII дома: подведение итогов, период кармического ускорения, конец цикла, предшествующий поразительным новшествам, готовым уже войти в жизнь.
Самый значительный момент жизни королевы соответствует 56 годам, когда был детально разработан план формирования Британской империи, и в качестве первого шага ее сын был послан в Индию. Тогда точка самости Виктории совпала с Солнцем, и ее личность поистине стала символом мирового значения, полностью проявив силу судьбы, истинной самости. Ее коронование в качестве императрицы Индии произошло через год, когда точка самости находилась в трине с Юпитером в I доме. Эта дата, также как и юбилей 1897 года, когда точка самости совпала с Юпитером в X доме, были высочайшими точками проявления ее могущества. Но ее истинная самость - не здесь, а в скрытых закулисных ходах, что очевидно подчеркивается новолунием в XII доме".
Легко заметить, что такие выражения, как "самость", "сила судьбы", "высочайшая точка проявления могущества" не являются и не могут являться научными терминами. Это - элементы особого идеологического стиля, псевдообъяснения путем подтверждающих истолкований событий прошлого и особенностей различных исторических эпох.


Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #68 on: 13 June 2015, 18:12:01 »
продолжение :

Подвести итог всему вышеизложенному можно следующим образом. Несмотря на то, что астрология по своим задачам и способам их решения напоминает прикладную науку, от настоящей прикладной дисциплины она отличается по следующим существенным характеристикам. Во-первых, ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими, в основном они ведут свое происхождение от древних мифологических представлений. Во-вторых, они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин. В-третьих, решение астрологических задач прямо опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений. В-четвертых, успешность или не успешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев. Наконец, в-пятых, не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний. Любой астрологический прогноз носит заведомо личностный характер.

Отметив существенные отличия астрологии от дисциплин, чей научный статус не подлежит сомнению, необходимо еще ответить на вопрос, возможно ли преобразование астрологии в подлинно научную дисциплину. По-видимому, идею влияния на земные события космических сил нельзя считать простым пережитком мифологии. Как некоторый эвристический исследовательский принцип она вполне заслуживает серьезного рассмотрения. Но достаточно ли будет простой элиминации ненаучных интерпретирующих схем и мифологических представлений из астрологии для превращения ее в подлинную науку, как это пытается осуществить "научная" астрология? Вряд ли дело обстоит подобным образом. Для осуществления подобного превращения необходимо также создание адекватной теоретической базы, способной описать непосредственное детерминирующее воздействие космических факторов как на поведение каждого человеческого индивида в отдельности, так и на формирование его личности. Причем речь, очевидно, идет не о влиянии, скажем, солнечной активности на геофизические характеристики Земли и через это на самочувствие людей. Подобное влияние остается за пределами рассмотрения астрологии и является предметом исследования в медицине. Нет, это влияние должно осуществляться более тонким дифференцированным способом и даже, более того, служить источником и основанием индивидуальности подобных воздействий. Если момент рождения оказывается определяющим для формирования личности того или иного типа и это формирование осуществляется под воздействием некоторых космических излучений (сил, энергий), источниками которых являются ближайшие к нам небесные тела (Солнце, Луна и планеты Солнечной системы), то тогда эти излучения формируют и способ восприятия личностью небесных влияний в течение всей последующей жизни. Только в этом случае имеет смысл утверждать, что, допустим, некоторый день благоприятен для новых начинаний у Козерогов, но неблагоприятен для Тельцов, в то же время для Весов - это день отдыха и веселья и т.п. Ведь расположение планет на небе, а, следовательно и осуществляемое ими на людей воздействие по своим физическим характеристикам остается одинаковым. В противном случае планетам придется приписывать волю и всеведение относительно всех живущих на земле людей и их поступков, а это явно неприемлемо для науки.
Однако возможность создания подобной теории выглядит довольно сомнительно в свете современных научных представлений как о космосе, так и о человеке. Если речь должна идти о столь тонких своеобразных воздействиях, следствия которых проявляются спустя годы (когда ребенок становится относительно самостоятельным существом и мы можем говорить о его личности), а в момент воздействия практически никак не могут быть выражены в поведении сколько-нибудь значимым и однозначно интерпретируемым образом, то совершенно непонятно, какой может быть в таком случае экспериментальная техника, позволяющая получать предсказываемые теорией эффекты, которые не могли бы наблюдаться в естественной среде и которые послужили бы решающим очевидным свидетельством в пользу астрологической теории.
Другим источником сомнений является то обстоятельство, что принятие тезиса о подобной детерминированности земных событий небесными причинами требует тотального пересмотра всех психологических, педагогических, социологических, исторических, экономических и т.д. теорий и концепций, поскольку сам факт подобной глобальной детерминации ими не учитывается и, более того, им противоречит. Естественно, что признание такой детерминации и превращение астрологии в подлинную науку вышеуказанным способом приведет и к пересмотру философских концепций человека. Вопрос о свободе человека будет решен весьма определенным образом. Необходимо будет вносить серьезные изменения и в законодательство, и в бытовые общественные установления. Короче говоря, астрологическая научная революция, если она окажется возможной, будет иметь такие эпохальные планетарные последствия, которые можно сравнить разве что с возникновением цивилизации. Все это, на наш взгляд, говорит о том, что встраивание астрологии в корпус современного научного знания является гораздо более сложным и трудоемким делом, чем это кажется на первый взгляд.
Наконец, заставляют усомниться в возможности успеха такого предприятия следующие соображения. Если действительно существует детерминированность основных свойств человеческой личности и результатов ее поведения космическим факторами, то как возможно сочетать ее с существованием эмпирически случайных, но социально и индивидуально значимых событий?
Предположим, что четверо равных по своим астрологическим характеристикам человека сели играть в покер. Один из них выиграл крупную сумму денег, остальные остались в проигрыше. На что в данном случае влияли звезды: на распределение карт, на решения игроков, или же на все сразу? Если все четверо играют честно, и астрологические характеристики у них практически одинаковы, а прогноз на этот день и на данное занятие благоприятен, то тогда результат необъясним с точки зрения астрологических влияний, а прогноз невыполним, поскольку все не могут выиграть друг у друга. Наиболее справедливый результат здесь - это нулевой выигрыш у каждого из игроков. Но где же тогда удача?
Астрологическая теория может быть спасена предположением, что описанный выше случай хотя и возможен логически, но на самом деле он запрещается законами астрологии: подобная встреча за карточным столом невозможна, звезды обязательно разведут игроков так, что они никогда не сядут играть вместе за один стол. Но такое запрещение, вообще говоря, является очень сильным. Оно не допускает даже искусственного, экспериментального создания подобной ситуации. Даже если мы "как бы случайно" организуем встречу четырех таких игроков и создадим им все условия для игры, она все равно не состоится, что-то неведомое, какая-то неподконтрольная нам сила удержит эту четверку от реализации идеи сыграть в покер.

Такое положение дел выглядит очень странно. Если влияния небесных тел оказывается настолько сильным, что осуществление некоторых событий, несмотря на их кажущуюся обыденность, является просто невозможным, то, очевидно, это же влияние делает какие-то другие события совершенно неизбежными. Но тогда по крайней мере в некоторых случаях человек не может нести ответственность за совершенные им действия, поскольку они привели к результату, предопределенному космическим влиянием. Если на самом деле на каждое индивидуальное человеческое действие влияют космические силы (пусть даже это влияние в общем случае только обеспечивает условия для получения интересующих людей результатов, но не гарантирует их появления), то отсюда следует, что результат совокупности этих действий также детерминируется небесными светилами. В итоге мы получаем следующее. Каждому из нас в соответствии с космическими влияниями задана предрасположенность к некоторым действиям и достижению определенных результатов в некоторых областях. Действия других людей при этом призваны обеспечить нам возможности для реализации наших предрасположенностей. Иначе говоря, другие люди выступают по отношению к нам как орудия звезд. Но точно также и мы находимся по отношению к другим людям в положении инструментов для выполнения звездных предписаний. Очевидно, что совместить в одной теории представление о человеке как об орудии звездного влияния, и представление о нем как о субъекте, которому звезды помогают, весьма и весьма затруднительно.

Принцип строгого звездного детерминизма объективно будет стремиться в подобных теориях к усилению и распространению своего воздействия вширь и вглубь, поскольку ситуаций, в которых человек вынужден выступать игрушкой в руках звезд, гораздо больше, чем противоположных им.

Наконец, астрологическую теорию будет очень трудно совместить с существованием массовых однотипных событий, одновременно случающихся с большим количеством людей. Несколько исторических примеров.
6 августа 1945 года в Хиросиме в результате атомной бомбардировки практически одновременно погибли десятки тысяч людей. Очевидно, что население такого большого города не может состоять из лиц одинакового возраста и пола, либо родившихся по одним и тем же знаком Зодиака. Тем не менее в их гороскопах, причем во всех без исключения, 1945 год, (а возможно и день - 6 августа) должен был бы быть отмечен как период, в который им угрожает смертельная опасность. Учитывая то, что все это должны были бы быть разные по содержанию гороскопы, такое совпадение выглядит совершенно невероятным.
Летом 1994 года лопнула печально известная компания "МММ". Сотни тысяч людей одновременно потеряли свои деньги, причем для каждого из них это было весьма чувствительным ударом. Астрологическая теория должна была бы и в этом случае привести к составлению таких гороскопов, в которых для всех этих людей данный момент времени был бы отмечен как период серьезных финансовых потерь. Возможность этого также выглядит сомнительно в силу огромного разнообразия дат рождения у вкладчиков этой компании, а также плотности их распределения на временной шкале. Все подобные события, также как и стихийные бедствия и катастрофы, представляют собой естественные "решающие эксперименты" для проверки любой возможной научной астрологической теории. Предполагаемая требуемая точность для такой теории, в силу вышеуказанных обстоятельств, выглядит практически недостижимой для современной науки.

Но логически возможен и другой вариант развития событий. Если астрология не имеет реальных перспектив для превращения в подлинно научную дисциплину, соответствующую современным стандартам научности, то при изменении этих стандартов, т.е. в случае, если изменятся наши представления о науке и научной деятельности, астрология может получить шанс считаться научной дисциплиной без радикального изменения своего содержания. Речь в данном случае идет об обсуждаемой в философско-методологической литературе возможности трансформации образа науки, отступления от некоторых онтологических и методологических установок, присущих классической науке. Среди возможных в недалеком будущем изменений методологи предлагают рассматривать следующие альтернативы.

"1. Естественный порядок не является от века данным. Материя не инертна - ей присущи источники самодвижения и активности и ее нельзя отождествлять с протяжением...
2. Разделение материального и идеального (сознания) относительно. Человек не только и не столько противостоит природе, сколько является ее имманентной частью. Он должен не управлять природой, а находиться в иных, например, диалогических отношениях с ней.
3. Нет единых для всех наук методов, возможны иные типы объяснения, помимо редукции целого к частям.
4. Математическое знание не является универсальным языком и стандартом науки. Качественные, "понимающие" методы не менее важны". (Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990, с.157.)
Попробуем оценить, насколько астрология соответствует подобным видоизменным чертам научного знания. Первый из указанных признаков плохо совместим с астрологической картиной мира, поскольку описываемый ей порядок связей между космическими телами и людьми является вечным и неизменным, настолько неизменным, что даже реальные астрономические изменения в конфигурации небесных объектов не оказывают влияния на астрологические предсказания. Второй признак большей частью касается изменения отношений между человеком и окружающей его средой обитания, к астрологии он имеет весьма косвенное отношение. Во всяком случае, вряд ли астрология предполагает какой-либо равноправный диалог с планетами, скорее наоборот, она здесь ближе к традиционной науке, ставившей своей целью использование человеком природных закономерностей в собственных утилитарных целях. Третий из перечисленных признаков действительно может позволить астрологии рассчитывать на включение в число научных дисциплин. Расширение множества допустимых в науке способов объяснения за счет добавления используемых в астрологии символико-мифологических интерпретаций даст ей желаемый научный статус. Но вместе с тем подобное расширение предоставит аналогичный статус магии и оккультизму, а это в свою очередь может привести к практической утрате границ между наукой и другими формами духовной культуры. Что же касается последнего, четвертого признака, то он скорее будет мешать астрологии получить признание в качестве науки, поскольку математическая составляющая играет в ней одну из ведущих ролей. Без весьма точных и технически сложных математических расчетов расположения небесных светил в те или иные моменты времени астрологические предсказания теряют свой смысл. Именно вычислительная техника создает здесь поле для применения символических интерпретаций. Без нее они повисают в воздухе. В этом отношении астрология оказывается весьма прочно привязанной к классическому идеалу математического естествознания и какие-либо изменения этого идеала в сторону отказа от математической строгости и точности приведут, по-видимому, к потере интереса к астрологическим прогнозам. Если прикладная наука предсказаний пользуется устаревшей техникой, то она будет подавляться конкурентами, чьи методы расцениваются как более современные и прогрессивные. Таким образом, предполагаемые изменения в образе научного знания оказываются в целом неблагоприятными для надежд астрологии приобрести статус полноправной науки.

Петров В. Наука и квазинаука с методологической точки зрения.

Offline Dim

  • Posts: 146
Re: Критика астрологии
« Reply #69 on: 13 June 2015, 18:16:47 »
Шикарная, разгромная статья от двух именитых экс- астрологов, в которой спокойно, с расстановкой и аргументированно объясняется, что такое есть АСТРОЛОГИЯ, почему она "работает" (в кавычках), и почему она никогда не станет полноценной наукой.
В свое время эта статья навела кучу шороха на западе (!) и приводится как эталон грамотной и конструктивной критики астрологии как дисциплины о заблуждениях.

Браво!

Is Astrology Relevant to Consciousness and Psi?

http://www.imprint.co.uk/pdf/Dean.pdf